Страсти по Якунину

Правительство РФ никак не определится с продлением контракта Владимира Якунина, который находится у руля РЖД без малого 10 лет.

 

 На днях появилась информация, что президент РЖД Владимир Якунин переизбран в состав совета директоров этой естественной монополии. Шутка заключается в том, что контракт с ним, как с главой РЖД истек 10 июня текущего года. Уже больше месяца Якунин смиренно ожидает пока премьер-министр России Дмитрий Медведев соизволит продлить полномочия чиновника, вступившего в должность летом 2005-го, как это уже дважды случалось после того в 2008-м и 2011-м годах. Процедура переназначения проходит каждые три года и никогда вопросов не возникало. Но, по-видимому, наступил тот волнующий момент, когда наверху крепко призадумались относительно кандидатуры нового/старого президента РЖД.


Памятна история годичной давности, когда 19 июня 2013-го года возник переполох из-за появившегося на лентах крупнейших информагентств сообщения об отставке Якунина. По заявлению СМИ почетная должность досталась первому вице-президенту РЖД Александру Мишарину. В первые часы официальные лица отказывались комментировать данную информацию, пока пресс-служба правительства не окрестила ее фальшивкой. Именно поэтому затянувшееся молчание относительно продления контракта с Якуниным воспринимается общественностью особенно нервно. С другой стороны, всесильный глава РЖД воспринял случившееся тогда с изрядной долей юмора. Он заявил, что новость застала его на обеде у Путина, который, закусывая глухарем, пошутил, мол, смотри Володя, какое счастье тебе привалило.


В продолжение темы пошли слухи о возможном назначении главой совета директоров РЖД председателя наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергея Степашина, который намедни стал одним из директоров монополии. Специалисты называют Степашина человеком Якунина, что добавляет перца в эту историю. Основным конкурентом бывшего председателя Счетной палаты Российской Федерации является действующий “первый среди равных” из директоров РЖД - управляющий партнер инвестиционной компании Altera Capital Кирилл Андросов. Некоторые наблюдатели утверждают, что задержка с принятием решения по Якунину связана с аппаратными играми внутри РЖД и правительства.


Дело в том, что 30 июня состоялось заседание совета директоров РЖД, который не смог принять волевого решения о создании “Объединенной транспортно-логистической компании” (ОТЛК) из-за отсутствия соответствующей директивы правительства. Принципиальным противником такого развития событий выступил как раз таки Андросов, по некоторой информации проголосовавший против создания ОТЛК. Это возмутило Якунина, высказавшегося крайне негативно по этому поводу. Он назвал произошедшее “недопустимым с точки зрения системы корпоративного управления”.


Среди прочего на праздновании 40-летия возведения БАМа все еще действующий президент РЖД (договор с ним подписан бессрочный, однако необходимость переназначать его раз в три года прописана в уставе компании) отметил, что новым главой совета директоров монополии мог бы стать кто-то из тройки в составе Сергея Степашина, Олега Белозерова (замминистра транспорта) или Андрея Иванова (замминистра финансов). Однако эксперты склоняются к тому, что шансов у Андросова больше, так как он молод и работал вместе с Путиным, когда тот трудился на посту премьера.


Вместе с тем подведены итоги работы РЖД за 2013-й год. Чистая прибыль компании зафиксирована на уровне 740 млн. руб. Однако результаты текущего года не выглядят столь радужно. По результатам первого квартала убытки РЖД составили 10,2 млрд. руб. в пику прошлогоднему плюсу в размере 10,9 млрд.. Печальные цифры по мнению Якунина возникли из-за заморозки тарифов и не говорят о реальном положении дел в компании.
Что все это для Якунина - отход на заранее заготовленные позиции в преддверии возможной отставки или всего-лишь элементы кабинетной войны высоких чиновников узнаем совсем скоро. А пока компания “Best Cargo 24” продолжит пристально следить за развитием ситуации, чтобы вовремя реагировать на стремительно изменяющийся мир большой российской политики.

2.